Консольные насосы

Доброго времени суток, уважаемые читатели блога nasos-pump.ru

Консольные насосы

Консольные насосы

В рубрике «Насосы» познакомимся с консольными насосами. Консольные насосы составляют большую часть производства всех насосов, их доля составляет порядка 65% от всего количества разнообразных типов насосов выпускаемых промышленностью. Консольные насосы имеют очень широкую сферу применения и используются в качестве: циркуляционных насосов для систем отопления и кондиционирования, для перекачивания чистой и слабо загрязненной воды без абразивных включений в системах отопления, водоснабжения, повышения давления и пожаротушения. Консольные насосы применяются в коммунальном хозяйстве, в городском водоснабжении, в промышленности, ирригации, дренаже и т.д. Если перекачиваемая жидкость плотностью и/или вязкостью отличается от параметров воды, то вследствие изменения потребляемой мощности насосом необходимо учитывать требуемую в этом случае мощность электродвигателя.

Устройство и конструкция

Особенность этих насосов состоит в том, что насосная часть и двигатель имеют свои валы и узлы крепления. Консольные  насосы являются центробежными нормально всасывающими, одноступенчатыми, с горизонтальным всасывающим патрубком и вертикальным напорным. Центробежное колесо состоит из двух дисков, между которыми находятся лопасти, соединяющие диски в единую конструкцию. Лопасти плавно изогнуты в сторону, противоположную направлению движения колеса. Это наиболее распространённое, закрытое рабочее колесо.  Насосная часть может покупаться отдельно у одного производителя, а двигатель у другого. При сборке насос и двигатель устанавливаются на общую раму (станину), их валы центрируются и соединяются при помощи муфты.

Монтаж и электрическое подключение

Консольные насосы относятся к техническому оборудованию большой мощности, которое представляет собой источник шума и вибраций. Шум и вибрация могут передаваться на здания и сооружения. Для уменьшения передачи нагрузки рекомендуется устанавливать консольные насосы на фундамент. Фундамент для насоса должен быть отделен от фундамента цоколя здания вибропоглощающей вставкой. Это дает возможность снизить вибрацию, возникающую при работе консольного насоса, на элементы конструкции здания. Ниже в таблице приведены шумовые характеристики (ориентировочные значения) для насосов и насосов с электродвигателем.

Таблица шумов

Таблица уровней шумов

Внешние размеры (длина и ширина) фундаментного блока должны быть на 15-20 см больше, чем внешние размеры рамы насосного агрегата. Насос должен быть смонтирован таким образом, чтобы вокруг было достаточно места для его обслуживания и контроля, а также для возможного подъема его при демонтаже.Данные измерены на расстоянии 1 м над работающим насосом в свободном пространстве над звукоотражающей поверхностью без защитного шумопоглащающего кожуха.

Подсоединение консольного насоса к трубопроводам Всасывающий и напорный трубопроводы подсоединяются к патрубкам насоса без напряжений, и их вес не должен передаваться на насос. Для удобства ремонта и обслуживания необходимо монтировать запорную арматуру на входе и выходе насоса. На выходе из насоса необходимо установить обратный клапан с условным проходом равным условному проходу напорного патрубка. Диаметр подсоединяемых трубопроводов должен быть не мене подсоединяемых патрубков. Всасывающий трубопровод должен быть как можно короче, без резких изгибов и переходов, проложен с подъемом в сторону насосу, чтобы не образовывались воздушные пробки. Действительное значение NPSH системы или сети должно всегда быть больше, чем характеристика NPSH насоса. Для того чтобы вибрации от насоса не передавались на трубопроводы, рекомендуется устанавливать вибрационные вставки на всасывающий и напорный трубопроводы. Компенсаторы должны устанавливаться на расстоянии как минимум один-полтора номинальных диаметра от насоса, как со стороны всасывания, так и со стороны нагнетания. Это предотвратит образование турбулентного потока в компенсаторах, обеспечит оптимальные условия всасывания и минимум падения давления в напорном трубопроводе. Сами трубопроводы необходимо крепить с всасывающей и напорной стороны насоса за пределами фундамента.

Чтобы обеспечить постоянный контроль при эксплуатации оборудования, рекомендуется установить манометр (в напорном трубопроводе) и мановакуумметр (во всасывающем трубопроводе).

После выполнения монтажа консольного насоса нужно проверить центрировку валов электродвигателя и насоса.

Подключение электрооборудования

 Подключение оборудования должно производиться только специалистом в соответствие с местными нормами и правилами эксплуатации электроустановок.

Выполнить заземление. Электрические характеристики, указанные на заводской табличке электродвигателя должны полностью соответствовать параметрам подключаемой электрической сети. Сечение кабеля должно соответствовать номинальному потребляемому току двигателя. Чтобы гарантировать защиту от попадания влаги и конденсата в клеммную коробку, размер силового кабеля должен соответствовать размеру кабельной муфты для хорошего его обхвата.

Схема подачи напряжения к насосу зависит от мощности двигателя, от сетевого напряжения и от вида подключения. Требуемое расположение перемычек в клеммной коробке необходимо выполнить так, как описано на рис.

Схемы электрического подключения насосов

Схемы электрического подключения насосов

При запуске трехфазных двигателей по схеме Y-Δ необходимо строго соблюдать время переключения контактов реле задержки времени со звезды на треугольник. Слишком большое время  задержки переключения может привести к повреждению электрического двигателя.

Рекомендуемое время переключения схемы Y – Δ приведено в таблице.

Мощность двигателя Время работы в звезде
< 30 кВт < 3 сек
> 30 кВт < 5 сек.

Не допускать соприкосновения силового кабеля с трубопроводами, насосом и двигателем. Силовой кабель к двигателю должен быть проложен в специальных каналах, в металлическом или пластиковом рукаве. При установке насосов в системах с температурой перекачиваемой жидкости более 90°C должен использоваться специальный термостойкий кабель.

 Включение насоса и контроль направления вращения

 Включение насоса:

1. Перед включением насоса необходимо полностью открыть запорный вентиль или задвижку на всасывающем трубопроводе. Запорный вентиль или задвижка на напорном трубопроводе должны быть закрыты.

2. Заполнить насосную часть водой для этого выкрутить резьбовую пробку в верхней части насоса или в крышке и выпускать из насосной части воздух до тех пор, пока через отверстие не начнет выливаться вода, если насос находится под заливом. В случае, когда насос будет всасывать воду, заполнить всасывающий трубопровод и саму насосную часть.

3. Кратковременно включить электродвигатель насоса и проверить направление вращения. Правильное направление вращения указано стрелкой на корпусе насоса. Если смотреть со стороны вентилятора, то насос должен вращаться по часовой стрелке (вправо). При необходимости поменять местами подключение любых двух фаз электропитания.

4. Включить насос.

5. После достижения номинальной частоты вращения двигателя медленно открывать кран или задвижку на напорном трубопроводе до достижения рабочей точки. Для проверки нагрузки электродвигателя рекомендуется установить амперметр и контролировать максимальный ток, который всегда должен быть меньше номинального.

Защита электродвигателя

 Автомат защиты электродвигателя подбирается на ближайшее стандартное значение тока, равное или больше номинального тока двигателя. Автомат защиты настраивается следующим образом. Для холодных электродвигателей время срабатывания защитного устройства должно составлять не более 10 секунд при 5-кратном превышении номинального тока двигателя. Чтобы обеспечить оптимальную защиту электродвигателя, необходимо выполнить регулировку защитного устройства следующим образом:

1. Допустимую перегрузку защитного устройства установить равной номинальному току электродвигателя.

2. Запустить насос и дать ему поработать полчаса при нормальных условиях эксплуатации.

3. Медленно уменьшать значение тока по шкале индикатора до тех пор, пока защитное устройство не отключит электродвигатель.

4. Установленное значение перегрузки увеличить на 5%, не превышая при этом значения тока полной нагрузки. Для электродвигателей, запуск которых производится по схеме “звезда-треугольник”, значение перегрузки защитного автомата должно устанавливаться в порядке, изложенном выше, но при этом максимальная установка тока не должна превышать значения равного номинальному току, умноженному на 0,58.

Трехфазные электродвигатели более 7,5 кВт оснащены встроенными термосопротивлениями (датчиками PTC) на рис. выше. Такие двигатели необходимо подключать к схеме управления через специальные защитные реле (типа MS или аналогичные), для защиты от выхода из строя электродвигателя в случае перегрева. Терморезисторы имеют нелинейную характеристику зависимости сопротивления от температуры. При температуре окружающей среды сопротивление терморезисторов равно примерно 200 Ом; но оно резко увеличится до 3 кОм при достижении температуры отключения реле. Реле контроля температуры обмотки двигателя отключает двигатель от цепи питания при достижении сопротивления 3,3 кОм.

Эксплуатация обслуживание и ремонт

Насосы не требуют технического обслуживания. У насоса, который длительный период времени не работал, и слита рабочая жидкость на вал, соединяющий промежуточный корпус насоса и муфту, необходимо капнуть несколько капель масла. Этим предотвращается залипание уплотняемых поверхностей.

Скользящее механическое торцовое уплотнение гарантирует отсутствие утечек и не требует обслуживания. Незначительное просачивание на начальном этапе запуска насоса прекращается, когда уплотнение прирабатываются. Протечки практически отсутствуют или невидимы (в виде пара). Скользящее торцовое уплотнение должно проверяться регулярно на герметичность. Маленькие утечки – это знак того, что начинаются проблемы с герметичностью скользящих поверхностей, уплотнительных колец, сильфона, мембраны или других частей торцового уплотнения.

Электродвигатели должны регулярно проверяться. Очень важно сохранять электродвигатель в частоте для обеспечения необходимой вентиляции. Если насос установлен в пыльном месте, его необходимо регулярно осматривать и отчищать.

Спасибо за оказанное внимание.

 P.S. Понравился пост?  Порекомендуйте его в социальных сетях своим знакомым и друзьям.

NL Инструкция по монтажу и эксплуатации.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
[Google]

9 thoughts on “Консольные насосы

  1. Алексей

    Прошу прощения за вредность… у меня вопрос: – вертикальные насосы типа Speroni VS или WILO MVI валы двигателей и насосных частей соединяются при помощи муфты, двигатели возможно заменить на другой (другого производителя) означает ли это что перечисленные выше насосы являются консольными? 😉

  2. admin Post author

    Спасибо за вопрос.
    Данные насосы Speroni VS или WILO MVI называются многоступенчатыми вертикальными. Консольные насосы это горизонтальные, с одним рабочим колесом, у насосной части и двигателя свои узлы крепления и у них общая станина.

  3. Pingback: Циркуляционные насосы с "сухим" ротором | Насосное оборудование и принадлежности

  4. Павел

    Вопрос,по какой причине ломаются подшибники,особенно расположенный ближе к всасывающему трубопроводу?За последний месяц уже 6 раз меняли подшибники.Ценровку сделали почти идеальную проработал всего неделю.Насос консольный серии КМ цифры не помню.Зарание спасибо!

  5. admin Post author

    Увидел Ваш комментарий на сайге и попытаюсь ответить на вопрос. По поводу наших отечественных подшипников ничего говорить не буду. В своей практике часто используем импортные подшипники NSK, SKF. Как правило, это подшипники, закрытые с двух сторон. В насосной части или двигателе насоса используются подшипники с увеличенными зазорами. В NSK в конце маркировки подшипника должен стоять индекс С3. Подшипники с увеличенными зазорами предназначены для работы в тяжелых условиях эксплуатации. В процессе работы подшипник нагревается, происходит его температурное расширение, чем больше нагрев, тем больше расширение. Смазка внутри подшипника нагревается и потихоньку вытекает. Как только вся смазка вытекла, подшипник заклинивает. Для компенсации этих расширений используют подшипники с увеличенными зазорами, где учтены эти температурные расширения. Есть ли такие подшипники отечественного производства не знаю, но думаю есть. Это одна из причин, почему подшипники выходят из строя. Может быть центровка, но Вы говорите, что центровка почти идеальная, может насос работает за пределами своей рабочей характеристики.
    P. S. У меня есть предложение и большая просьба к читателям этой статьи, продолжить обсуждение данной темы о выходе подшипников из строя.

  6. Адексей

    Здравствуйте. По поводу подшипников. У Вас посадочное гнездо не разбито? У нас так было на водонасосной второго подъема. Разбивались подшипник, не помню какой, 10 – 15 дней работал, меняли 3 шт. Подшипники были Украинскими, не обижайтесь, но факт есть факт, поставили английский, и, забыли о нем. Единственное держим под контролем.

  7. Pingback: Насосы для отопления с "сухим" ротором | Насосное оборудование и принадлежности

  8. Pingback: Не полная классификация насосного оборудования | Насосы и принадлежности

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *