Погружные двигатели для скважинных насосов

Доброго дня, уважаемые читатели блога nasos-pump.ru

Двигатели для погружных насосов

Двигатели для погружных насосов

В рубрике «Общее» разберем еще один тип двигателей – это погружные двигатели для скважинных насосов. Данные двигатели предназначены для комплектации скважинных насосов, используемых для подачи воды из скважин, а также отрытых водоемов, резервуаров и т. д. Погружные двигатели для скважинных насосов являются асинхронными однофазными или трех фазными в зависимости от потребляемой мощности. Однофазные двигатели изготавливаются до мощности 2,2 кВт (3 НР – лошадиные силы). Двигатели для скважинных насосов производятся 4, 6, 8, 10, 12 дюймов и могут погружаться на глубину 300 – 350 метров. Изготавливаются двигатели для 4 дюймовых скважин трех видов маслонаполненные, водонаполненные и залитые компаундом. Для скважин 6, 8, 10, 12 дюймов изготавливаются водонаполненные двигатели. Итальянская фирма Saer выпустила маслонаполненный двигатель для 6 дюймовых скважин. Чтобы компенсировать изменения давления снаружи и внутри маслонаполненного двигателя используется специальная камера с резиновой мембраной. С одной стороны мембраны находится масло, залитое в двигатель, а с другой стороны вода из скважины. Масло в двигателе заполняет все пустоты и тем самым улучшает отвода тепла из внутренней его части на поверхность при эксплуатации и защищает двигатель от перегрева. Масло также смазывает подшипники двигателя. В своей практике для заливки масла в погружные двигатели мы применяем индустриальное масло марки И-18, или И-20.

У водонаполненных двигателей встроен специальный предохранительный клапан двунаправленного действия. При увеличении давления внутри двигателя (двигатель нагревается при эксплуатации) клапан сбрасывает излишек давления в скважину, а при уменьшении давления внутри двигателя (двигатель начинает остывать после отключения) вода из скважины через клапан поступает в двигатель. Таким образом, все время происходит выравнивание давления воды в скважине и давления внутри двигателя.

Подробно рассмотреть все три типа скважинных двигателей в одной статье очень сложно. В данной статье мы более подробно рассмотрим 4″ маслонаполненные двигатели. Данный тип двигателя очень широко применяется как в быту, так и в промышленности.

Материалы и технические характеристики маслонаполненных  двигателей

Рассмотрим материалы, из которых состоит погружной двигатель для скважинных насосов:

  • Корпус двигателя – нержавеющая сталь;
  • Верхний фланец – бронза, стандарт NEMA 4″. Это значит, что данный погружной двигатель можно легко присоединить к насосной части любого производителя с таким же стандартом;
  • Вал двигателя – нержавеющая сталь;
  • Основание двигателя – технополимер

Основные технические характеристики  двигателей для скважинных насосов:

  • Двухполюсный, асинхронный (2850 об./мин.);
  • Погружной, маслонаполненный;
  • Мощность-– 0.37 – 7.5 кВт;
  • Номинальное напряжение: питания – 230 В, – 50 Гц, и 400 В. – 50 Гц;
  • Перепады напряжения питания: +6 % –10 %;
  • Максимальное количество запуски в час: – 30 с 60 секундами паузами между пусками;
  • Номинальная температура окружающей среды: – 30°C;
  • Вертикальный и горизонтальный способы монтажа;
  • Скорость обтекания жидкости min – 8 см/сек;
  • Защита: – IP 68;
  • Класс изоляции: – F;
  • Вода с характеристиками pH: – 6.5 – 8;
  • Режим работы – продолжительный;

Устройство и конструкция погружных двигателей

Погружной двигатель для скважинных насосов также как и поверхностный электрический двигатель состоит из двух основных частей – это статор и ротор. Конструктивно двигатели выполнены в виде цилиндра. Диаметр 4″  двигателей составляет 96 мм. Размер двигателей отличается только высотой. Чем мощнее двигатель, тем больше его высота.

Устройство маслонаполненных  двигателей следующее:

Погружной двигатель

Устройство двигателя

Статор (2 на рис. 1) это неподвижная часть двигателя. Состоит статор из сердечника и двух обмоток (3) если двигатель однофазный и трех обмоток, если двигатель трех фазный. Готовый статор запрессовывается в корпус (1) из нержавеющей стали.

В нижней части нержавеющего корпуса находится основание (12) из технополимера. Между основанием и статором расположена специальная камера, где установлена резиновая мембрана. Основание скважинного двигателя не герметичное, в нем находятся отверстия, предназначенные для поступления воды в камеру. Герметизирует статор от попадания в него воды резиновая мембрана. Камера и мембрана компенсируют изменение давления внутри и снаружи двигателя.

Ротор (4) – это подвижная часть двигателя, которая вращается на нержавеющем валу (6). Ротор двигателя для скважинных насосов выполнен с короткозамкнутыми обмотками. На нержавеющий вал напрессованы подшипники, верхний (8) и нижний опорный (7). Нижних подшипника может быть два, зависит от мощности двигателя и завода производителя. Применяются подшипники открытого типа, так как  находятся они в масле, которое заливается в электрический двигатель. На валу ротора монтируется также подвижная часть механического торцевого уплотнения. Ответная не подвижная часть механического торцевого уплотнения монтируется в специальном пазе верхнего фланца.

Бронзовый или латунный фланец предназначен для герметизации верхней части корпуса от попадания в двигатель воды. Герметизация происходит за счет резинового кольца (11) На фланце герметично крепится кабельная муфта (10) с отрезком кабеля, для подключения двигателя к сетевому питанию. Фланец используется для крепления насосной части к двигателю. Крепление происходит при помощи четырех шпилек, пружинных шайб и гаек (9), изготовленных из нержавеющей стали.. В фланце расположена пробка для заливки и проверки уровня масла в двигателе. При недостаточном уровне масла, его можно долить.

Монтаж  двигателей и насосных частей

Монтаж двигателя и насосной части возможен только тогда, когда присоединительный фланец и насосная части выполнены по стандарту NEMA 4″. Подсоединение производится в следующей последовательности:

  1. Двигатель и насосную часть расположить на ровной, горизонтальной поверхности;
  2. Перед началом монтажа необходимо провернуть вал двигателя и вал насосной части. Оба вала должны вращаться свободно;
  3. Снять крепежные гайки и пружинные шайбы с крепежных шпилек двигателя;
  4. С насосной части демонтировать планку для крепления кабеля;
  5. Совместить крепежный фланец двигателя с крепежным фланцем насосной части таким образом, чтобы кабельная муфта на двигателе и место крепления кабельной планки на насосной части прилегали друг к другу. Соединительная муфта, находящаяся на валу насосной части, должна одеться на вал двигателя при совмещении двух частей;
  6. На крепежные шпильки надеть пружинные шайбы, затем гайки и затянуть гайки крест на крест;
  7. После затяжки гаек проверить совместное, свободное вращение валов двигателя и насосной части;
  8. Протянуть кабель двигателя вдоль насосной части и с помощью крепежной планки закрепить кабель и установить водозаборную сеточку, если она идет в комплекте с насосной частью.

Электрическое подключение  двигателей

Погружные двигатели с завода изготовителя поставляются в зависимости от мощности с длиной кабеля от 1,5 до 2,5 метров. Для этого кабель, входящий в комплект поставки, необходимо удлинить в месте монтажа скважинного насоса. Соединить два кабеля можно при помощи заливной или термоусадочной соединительной муфты. Здесь уместно будет напомнить, что сечение кабеля можно рассчитать или выбрать из таблицы, в зависимости от мощности двигателя и глубины погружения скважинного насоса. Таблицу и формулу для расчета мы рассматривали в статье посвященной скважинным погружным насосам. Удлиняющий кабель должен быть предназначен для использования в соответствующей среде и при существующей температуре.

Электрическое подключение должен проводить квалифицированный специалист с соблюдением всех норм и правил устройства электроустановок (ПУЭ). Необходимо выполнить заземление двигателя.

Необходимо предусмотреть внешний сетевой выключатель или рубильник, для отключения оборудования от электрической сети. Запрещается подключать в электрическую сеть однофазные двигатели без пусковой конденсаторной коробки и токовой защиты. В конденсаторной коробке находится пусковой конденсатор, токовая защита и кнопка включения, выключения. Трехфазный двигатель должен быть защищен автоматом защиты двигателя подобранным на номинальный ток двигателя согласно фирменной табличке. Рекомендуется для трехфазных двигателей применять реле контроля фаз. В случае пропадания одной из фаз или нарушении последовательности фаз оборудование не будет включаться в эксплуатацию до момента устранения неполадок.

Электрические подключения одно и трех фазных двигателей рис. 2

Электрическое подключение двигателей

Электрическое подключение двигателей

Эксплуатация, обслуживание и ремонт

Погружные двигатели для скважинных насосов не требуют специального технического обслуживания в процессе эксплуатации. Однако, периодический контроль напряжения и потребляемого тока обеспечивает длительный срок эксплуатации. Для продолжительной и надежной эксплуатации погружных двигателей к скважинным насосам, необходимо обеспечить минимально допустимую скорость обтекания жидкости для охлаждения корпуса двигателя. При необходимости следует применять охлаждающие кожухи. Перед проведением обслуживания или ремонтных работ необходимо отключить оборудование от электросети и принять меры по предотвращению несанкционированного его включения. Легче ремонт предотвратить, чем производить. Ремонт двигателей для скважинных насосов очень сложный и дорогой. Это связано с использованием различного рода приспособлений для выпрессовки статора. В заключении можно сказать следующее, огромное количество погружных двигателей для скважинных насосов находятся в эксплуатации, и при их правильном использовании они выполняют свои функции долго и надежно.

Спасибо за проявленный интерес.

P.S. Понравился пост? Порекомендуйте его в социальных сетях своим друзьям и знакомым.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
[Google]

One thought on “Погружные двигатели для скважинных насосов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *