Трехфазные реле давления РТ-5, РТ-12

Доброго дня, уважаемые читатели блога nasos-pump.ru

Реле давления PТ-5, 12

Реле давления PТ-5, 12

В рубрике «Принадлежности рассмотрим трехфазные реле давления РТ-5, РТ-12. В отличие от реле давления РМ-5 и РМ-12 данные реле способны управлять в составе автоматических насосных станций поверхностными, скважинными или колодезными насосами с трехфазными двигателями. Управление происходит по заданным значениям давления предварительно выставленными на реле. При достижении в системе максимального заданного значения давления автоматическая станция отключается, а при снижении давления до минимального заданного значения станция включается в работу. Данные трехфазные реле давления позволяют настроить автономную систему водоснабжения, систему полива или пожаротушения под требуемые задачи. В продаже имеются реле давления РТ-5 и РТ-12 от итальянской фирмы производителя Italtecnica.

 Технические характеристики реле

 Основные технические характеристики трехфазных реле РТ-5 и РТ-12 указаны в таблице 1.

Технические характеристики PT-5, PT-12

Технические характеристики PT-5, PT-12

Таблица 1

Примечание: При использовании реле давления для управления насосным оборудованием максимальный ток коммутации составляет 10 А.

 Конструкция трехфазных реле

 Конструктивно реле давления собрано в пластиковом корпусе и закрыто крышкой. На рис.1 обозначены основные элементы.

Конструкция реле давления РТ-5, РТ-12

Реле давления РТ-5, РТ-12

На основании реле (Поз.8) расположены все рабочие элементы. К основанию реле крепится фланец (Поз. 7). С помощью гайки и большой пружины (Поз. 5) регулируется давления отключения реле. При сжатии пружины (гайку закручиваем) давление отключения будет увеличиваться. Когда пружину разжимаем (гайку откручиваем) давление отключения уменьшатся. С помощью гайки и маленькой пружины (Поз. 6) происходит регулировка разницы давлений ∆Р между давлением включения и выключения. Чем сильнее мы сжимаем пружину (закручиваем гайку), тем разница между давлением включения и выключения будет больше. Когда маленькая пружина полностью разжата разница между давлениями включения и отключения будет минимальной. Клеммы (Поз. 3 и 4) используются для подсоединения электрических проводов. При этом, не имеет значения, какие клеммы входные (подводится питание ~380 В.), а какие выходные (подключается двигатель). Отдельно выведены клеммы для подключения «заземляющих» проводов (Поз. 2) от сети питания и двигателя; Для жесткой фиксации и крепления кабеля сетевого питания и электрического кабеля подключения двигателя, используются кабельные зажимные муфты (Поз. 1). Все рабочие элементы реле давления закрываются крышкой.

Фланец подсоединительный

Фланец

На рис 2 более подробно показано устройство фланца. К основанию реле фланец крепится при помощи четырех винтов (Поз. 1), а с помощью присоединительной гайки (Поз. 4) с внутренней резьбой 1/4″ реле подсоединяется к системе водоснабжения. Внутри фланца находится рабочая камера (Поз. 2), которая через проход диаметром 5 мм (Поз. 3) связана с системой водоснабжения.

 Регулировка реле давления

 В продажу реле поступают с заводскими настройками давления выключения и включения (смотри Таблицу 1). Прежде чем произвести регулировку реле необходимо внимательно изучить рабочие параметры насоса, а именно, какой максимальный напор создает насос или станция. Например: насос выдает максимальный напор 40 метров водяного столба или 4 бара (атмосферы). Теоретически, максимальное давление отключения насоса может составить 4 бара, но, учитывая колебания сетевого напряжения и постепенный износ оборудования, максимальное давление настройки реле может составлять не более 3,5 бара. Для изменения заводских настроек давления предназначены две регулировочные гайки и пружины (большая и маленькая рис 1). С помощью гайки и большой пружины изменяется давление отключения насоса. Чем сильнее сжимается большая пружина, тем на большее давление отключения настраивается реле, а при ослаблении пружины давление отключения уменьшается. Для контроля настраиваемого давления в системе используется манометр. Гайкой и маленькой пружиной настраивается разница между давлением включения и выключения насоса. Чем сильнее зажимается маленькая пружина, тем разница между давлением включениями и выключения больше. Самая минимальная разница между давлением включения и отключения составляет 0,6 бар – это когда маленькая пружина полностью ослаблена. С одной стороны разницу между давлением включения и выключения необходимо настраивать как можно меньше, чтобы уменьшить перепады давления в системе, а с другой стороны при минимальной разнице давлений, увеличивается количество включений и выключений насоса. Решить эту проблему можно увеличением объема гидроаккумулятора, но это приводит к увеличению стоимости оборудования. Для оптимального соотношения цена и комфорт нужно искать «золотую» середину.

 Эксплуатация, обслуживание и ремонт реле

Реле давления самое распространенное, очень простое и надежное устройство, используемое для автоматического управления автономной системой водоснабжения. При соблюдении условий эксплуатации оно работает без сбоев. Однако, учитывая качество нашей воды, перепады напряжения или повышенную влажность, случаются сбои в работе. Неправильная настройка реле, как правило, приводит к выходу из строя насоса. К нестабильной работе реле давления приводит также колебания напряжения электрической сети, попадание в систему водоснабжения воздуха, а также неправильно подобранный и настроенный гидроаккумулятор.

Рассмотрим наиболее частые случаи.

Жесткая вода. При жесткой воде или в воде с большим содержанием железа в процессе эксплуатации происходит постепенное «зарастание» в присоединительном фланце прохода к рабочей камере, или забивается сама рабочая камера. Диаметр прохода небольшой 5–5,5 мм. Может наступить такой момент, когда реле не включится или наоборот не выключится. Для устранения данного дефекта нужно прочистить проход или саму камеру, выполнив следующие шаги:

1. Отключить насос и реле от сети питания.

2. Сбросить избыточное давление, открыв ближайший водоразборный кран.

3. Для демонтажа реле давления необходимо снять крышку с реле, открутив на крышке с помощью шлицевой отвертки фиксирующую пробку, отсоединить кабели от клемм (Поз. 3, 4) и клемм «заземления» (Поз. 2) (Рис. 1), ослабить кабельные муфты и отсоединить кабели от реле. С помощью рожкового ключа на 17 открутить присоединительную гайку и снять реле.

4. С помощью спички или другого тупого предмета прочистить забившийся проход. Прочищать нужно аккуратно по двум причинам: первая – из рабочей камеры может брызнуть вода и вторая причина – постараться не повредить резиновую мембрану. Если таким способом устранить неисправность не удастся, то необходимо демонтировать фланец для прочистки рабочей камеры. 

Гидравлическая часть реле в разобранном виде

Гидравлическая часть реле в разобранном виде

На рис. 3 показаны все составные части при демонтаже фланца. При помощи отвертки открутить четыре винта и отсоединить фланец (Поз. 4) от реле давления (Поз. 1) В рабочей камере находится мембрана (Поз.3) и специальный «пятак» – круглая металлическая пластина с двумя ушками (Поз. 2)

5. Сборку производить в обратной последовательности. Перед монтажом, необходимо уплотнить резьбу при помощи фум ленты или специального герметика. После ремонта трехфазного реле необходимо проверить направление вращения двигателя. Если двигатель вращается в другую сторону, то нужно поменять местами любые две фалы на реле давления, предварительно отключив оборудование от сети питания.

Повышенная влажность. Очень часто автоматическая станция или сама автоматика размещаются в приямке. Отсутствие вентиляции, температурные перепады приводят к повышенной влажности в месте монтажа оборудования. Влажность в свою очередь приводит к окислению и подгоранию контактов в реле давления. В таком случае реле начинает работать не стабильно, происходит «залипание» контактов, включается с запаздыванием, или включается при легком постукивании по корпусу. Если при снятии крышки на внутренних поверхностях реле присутствует конденсат, а на металлических частях белый налет, то высока вероятность того, что контакты при таком режиме эксплуатации подгорели. Для ремонта данных дефектов необходима разборка и чистка контактных групп реле. Данный ремонт необходимо проводить в ближайшем сервисном центре, или вызвать сервисного мастера на место установки станции или автоматики. В сервисном центре посмотрят и подскажут, есть ли целесообразность в ремонте оборудования, или нужно произвести его замну.

  Спасибо за внимание.

P.S. Понравился пост? Порекомендуйте его в социальных сетях своим знакомым и друзьям.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
[Google]

5 thoughts on “Трехфазные реле давления РТ-5, РТ-12

  1. Pingback: Реле «сухого хода» LP3 | Насосное оборудование и принадлежности

  2. Pingback: Настройка и регулировка реле давления | Насосное оборудование и принадлежности

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *